Статья о пользе курса «Нравственные основы семейной жизни»
В 10 классе во внеурочной деятельности реализуется рабочая программа учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» 10-11 класса. , авторы Моисеев Д.А., Крыгина Н.Н. — Самара, 2020 г.
Авторы курса : Дмитрий Моисеев, кандидат биологических наук, и Нина Крыгина, кандидат психологических наук.
Курс «Нравственные основы семейной жизни» ориентирован на систематизацию знаний о семье.
Он создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.
Авторы курса особое внимание уделяют обеспечению эмоциональности восприятия учащимися материала за счет включения в текст учебных пособий рисунков, иллюстраций, крылатых выражений, эпиграфов и т.п. Текст учебного пособия структурирован по тематическому признаку и снабжен аппаратом для самостоятельного изучения материала учащимися
Включение обучающихся в активную деятельность по воссозданию ценности в собственном творчестве, в общении со сверстниками, со взрослыми, с младшими по возрасту осуществляется в процессе выполнения заданий, тренингов, разработки проектов, участия в социально значимых мероприятиях, предлагаемых авторами УМК.
Разделы курса:
- Личность и межличностные отношения;
- Возрасты семьи;
- Я – Семья – Общество;
- Для чего я живу?
По замыслу авторов, курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» должен помочь школьникам освоить систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре, и подготовить их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».
Одной из задач курса является помощь старшеклассникам не только в создании ими в будущем собственной семьи, но и в налаживании правильных взаимоотношений их с близкими людьми в родительской семье. Предполагаемым результатом является улучшение духовно-нравственной и психологической атмосферы в родительских семьях старшеклассников».
Реализуя данный курс, было проведено анкетирование десятиклассников с целью сравнения образовательных результатов до и после изучения курса. Выявлена позитивная динамика в освоении традиционных семейных ценностей обучающимися.
Количество старшеклассников, которые в будущем планируют создать семью, выросло на 20%, количество учащихся, не планирующих будущую семью, уменьшилось на 10 %. На вопрос о том, сколько детей хотели иметь в своей будущей семье, 90% учеников до изучения курса назвали одного или двух, 10% – трех и более. После изучения курса двух детей планируют 50%, трех и более – 20%. Нежелание иметь детей снизилось с 12% до 9%.
Наибольшая динамика достигнута в изменении отношения молодых людей к «пробному браку». В три раза уменьшилось количество старшеклассников, считающих допустимым для себя внебрачную форму сожительства. Количество желающих прожить с одним супругом всю жизнь выросло с 49% до 85%. Задумались о нравственных законах жизни более 63% учащихся, до изучения курса таких было 34%.
Юношам предлагалось назвать пять качеств, которыми должна обладать будущая жена. Явное предпочтение после изучения курса они отдали таким качествам, как добрая, умная, верная. Исчезли из списка качества сексуальная, общительная, которые до изучения курса занимали средние позиции.
Девушки называли по пять качеств, которыми должен обладать будущий супруг. Первая пятерка качеств: добрый, верный, умный, честный, ответственный. Последними в рейтинге мужских качеств стали щедрость и красота. До изучения курса качества щедрость и красота занимали средние позиции.
Положительная динамика образовательных результатов обучающихся позволяет сделать вывод о том, образовательный курс «Нравственные основы семейной жизни» выполняет свою миссию – подготовку молодых людей к созданию крепкой и гармоничной семьи.
Клычкова Е.В.