«Кто же такой наставник?»
Новикова С. А., воспитатель
ГБОУ СОШ №3Самарской области
СП «Детский сад №31 «Сказка»
2023 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом
педагога и наставника.
Миссия года — признание особого статуса педагогических работников,
в том числе, выполняющих наставническую деятельность.
Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остаётся педагог.
В современном дошкольном образовании востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Подготовка педагога к сложной профессиональной деятельности является целостным, длительным и непрерывным процессом, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, знаний, умений и навыков, присущих как его личностным потребностям, так и квалификационным требованиям.
В решении этой задачи существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна ускорить процесс профессионального становления и развития педагога и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
У меня большой педагогический стаж работы, в том числе, воспитателем в детском саду. За плечами большой опыт:
- участие в конкурсах профессионального мастерства на разных уровнях, акциях, проектах;
- открытые показы: на методических объединениях, конференциях, семинарах;
- утренники в совершенно разных ролях;
- родительские собрания
и многое другое.
И вот, когда напарником опытного педагога становится вновь пришедший воспитатель, он решает помочь молодому специалисту, выдвинув свою кандидатуру в качестве наставника. После одобрения кандидатуры наставника коллективом, во многом от опытного педагога теперь будет зависеть, каким воспитателем станет молодой педагог.
Кто же такой наставник?
Я считаю, что наставник — это человек, который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя, общение с которым интересно и приносит пользу.
Очень важно создать условия для добрых, доверительных отношений с
начинающим педагогом, используя для этого демократический стиль общения. Так как, не следует исключать того, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться.
Основная цель работы наставника – анализ компетенции молодого педагога, способность предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий, обеспечивающих изучение основ педагогики, психологии и методики обучения, а так же приобретение им необходимых навыков проведения образовательного процесса.
Чтобы легче было организовать свою работу по обучению молодого педагога, наставник проводит анкетирование, тестирование, чтобы выявить, в чем больше всего затрудняется педагог. После этого составляет план работы с молодым педагогом, в который входит изучение нормативно-правовой документации; оказание помощи в организации качественной работы с документацией воспитателя.
Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.
Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс.
В СП «Детский сад №31 «Сказка»»,программа наставничества включает в себя три взаимосвязанных между собой модуля (этапа).
1-Модуль (этап)- Адаптация: «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!»
(освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
2-Модуль (этап)- Стабилизация: «Попробуй себя! Я тебе помогу»
(приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
3-Модуль (этап)- Преобразование: «У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!» (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
В ходе освоения программы наставничества применяются различные технологии.
Каждая из них имеет свои особенности, цели, адресат.
Среди них:
— Модерация «обуздыван ие»,
— Интерактив ная технология,
— Тренинговая технология,
— Информационная технология,
— Проектная технология.
Приобучениинаставляемогоможноиспользоватьследующиеподходыкорганизациинаставническойдеятельности:
- «Я расскажу, ты послушай»;
- «Я покажу, ты посмотри»;
- «Сделаем вместе»;
- «Сделай сам, я подскажу»;
- «Сделай сам, расскажи, что сделал».
Многое предстоит сделать, через многое пройти опытному и начинающему педагогам, прежде чем появятся первые ростки совместных успехов.
Вместе с тем, нельзя отрицать, что новое поколение-это новые подходы и технологии. Таким образом, начинающие педагоги способны внести в коллектив новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы дошкольного учреждения и педагогического коллектива.
В ходе работы с молодыми педагогами, наставник сам приобретает новые знания, ориентир на новые задачи современного российского дошкольного образования, развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.
Как сказал великий китайский мудрец — Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе…»
#ЮгоЗападноеуправлениеМОиНСО
#ГодПедагогаиНаставника