«Дети учат детей»
С.А.Новикова, педагог-наставник
СП «Детский сад №31 «Сказка»»
г.о.Чапаевск Самарской обл.
Человек не может по-настоящему
усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться
другим.
Диккенс Ч.
Хочу представить вашему вниманию опыт наставничества из реализации трека «Дети учат детей», где наставниками являются обучающиеся подготовительной к школе группы.
Почему наставничество среди обучающихся – перспективная форма организации образовательного процесса в системе дошкольного образования? И чем обусловлен социальный заказ на наставничество среди обучающихся структурного подразделения «Детский сад №31 «Сказка»?
Тем, что дети, независимо от разных интересов, взглядов, темпераментов легко находят общий язык, данная форма наставничества воспитывает в одних организованность, ответственность, возможность поделиться имеющимися знаниями с подрастающим поколением, почувствовать себя взрослыми. Другие, стараются оправдать возложенное на них доверие старших товарищей, желание и возможность подражать достойному примеру.
Итак, все по порядку…
Руководствуясь требованиям национального проекта «Экология», который успешно реализуется в СП «Детский сад №31 «Сказка» г.о.Чапаевск Самарской области с 2019 г в различных региональных направлениях, обучающиеся и педагоги участвуют в многочисленных акциях, движениях и других мероприятиях различного уровня, направленных на улучшение экологической обстановки в городе, стране. За основу зеленого движения педагогов и обучающихся взято экологическое волонтерское движение.
А, начало 2021 г явилось становлением наставнической деятельности в экологическом направлении обучающихся подготовительной группы по отношению к своим младшим товарищам, воспитанникам СП. Старшие ребята с большим энтузиазмом и интересом взялись за ответственное дело, ведь они хорошо осознавали свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств. Являясь неоднократными победителями экологических конкурсов , участниками акций и волонтерских движений, им было чем поделиться и чему научить своих младших товарищей. Исходя из этого был разработан и реализован проект «Зеленая эстафета» , наставниками в котором являлись обучающаяся подготовительной к школе группы.
Цель проекта определяла становление экологической культуры, проявляющейся в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения мо¬ральных и правовых норм, принятых в обществе.
Успешная реализация проекта заключалась в ( как – наставляемых, так и самих наставников) расширении представлений об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющих работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем, страны в целом) на путь устойчивого развития.
В мае 2021 г состоялся брифинг (встреча участников проекта) наставников с наставляемыми . На котором произошло знакомство . Потенциальные наставники описали собственный опыт в экологической деятельности и в частности, движении эко- волонтерства. Был разработан план реализации проекта «Зеленая эстафета».
Уже в июне, под руководством наставников , в рамках Межрегиональной экологической акции «Разноцветное лето» (обмен семенами растений участниками акции и высадка их на территории ДОО),в клумбу на территории структурного подразделения были посажены семена цветковых растений. Младшие ребята научились правильно сажать и ухаживать за посадками.
13 августа 2021 г в рамках федерального проекта «Чистая страна» в структурном подразделении «Детский сад №31 «Сказка» представителями группы Компаний ЭкоВоз, с воспитанниками был проведён экологический урок «ЭкоАзбука».
И хотя, для воспитанников детского сада №31 «Сказка», бережное отношение к природе – дело не новое, под руководством своих наставников, малыши с удовольствием обсудили тему экологии; приняли участие в мастер-классе, закрепили понятие о «переработке» и сортировке вторсырья, а так же практической части урока, которая состояла в том, что в установленные специализированные урны, которые привез Экомобиль, все желающие могли, отсортировав, выбросить бытовые отходы: ПЭТ-бутылки, пакеты, бумагу, батарейки, стекло, металл, орг.технику.
Третьей ступенью в реализации проекта стало участие наставников (как пример для младших ребят) в V Межрегиональной конференции «Реализация национального проекта «Экология» через приоритетные направления Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» в г.Санкт-Петербург (участие в видеоролике с презентацией опыта работы).Такой пример зажег огонек гордости в глазах воспитанников и желание идти, достигая поставленных целей за своими наставниками.
Примером чему стало совместное участие в волонтерском движении по очистке от мусора берегов реки Чапаевка, которое было освещено в выпуске новостей на муниципальном канале «Буревестник» .Тем самым воспитанники СП «Детский сад №31 «Сказка» наравне со взрослыми участниками акции, привлекли внимания общественности к проблемам реки Чапаевка.
Совместно ребята приняли участие в конкурсе видеороликов «День без мусора» на базе пилотной фазы экологического проекта «Ригли» «Меньше мусора». За что получили сертификат, подтверждающий участие.
А сколько еще впереди планов по совместной реализации…
Самое главное в таком наставничестве то, что на следующий год младшие ребята сами станут в ряды наставников и научат многому своих подопечных, а возможно, будут учиться друг у друга.
А сейчас, по результатам проведенного анализа вовлеченности детей в практику наставничества можно утверждать, что проект «Зеленая эстафета» выполняет свою социально-значимую роль, формируя социально благополучную среду для развития личности обучающихся в экологическом направлении, их саморазвития и самореализации.
#ЮгоЗападноеуправлениеМОиНСО
#ГодПедагогаиНаставника
15 Июн2023