Наставничество, как универсальное средство для успешной адаптации молодых специалистов в профессиональной среде.
Новикова С. А., воспитатель
ГБОУ СОШ №3Самарской области
СП «Детский сад №31 «Сказка»
В условиях модернизации национальной системы образования, изменений, происходящих в сфере дошкольного образования, значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции.
Особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться к новым для него условиям практической деятельности. Однако, становление молодого педагога, достаточно сложный процесс не только в профессиональном плане , но и в социальном, и в психологическом.
Профессиональное становление и адаптация молодого специалиста, налаживание контактов с педагогическим коллективом могут быть решены путем создания системы наставничества в рамках образовательных учреждений, которая позволяет быстро и эффективно передавать социальный и профессиональный опыт.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности.
Успешная профессиональная адаптация — один из показателей обоснованности выбора профессии, который способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве; это — постоянный диалог. Поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.
Целью внедрения целевой модели наставничества является: максимально — полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых специалистов.
Мудрецы говорили, что жизнь состоит из того, что видит человек, оглянувшись назад. Хочется, наедятся, что вся деятельность молодых педагогов раскроет их талант, повысит их мнение о педагогической профессии, и они останутся в системе образования, а опытные педагоги, педагоги-наставники будут по-прежнему прилагать все усилия и создавать благоприятные условия для дальнейшего их профессионального роста.