ПРОФМИНИМУМ
С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы).
Что значит минимум — это «история» про «золотой стандарт образования», т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше — можно.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
базовый (не менее 40 часов в учебный год),
основной (не менее 60 часов в учебный год),
продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
1.урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
2.внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
3.воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий);
4. дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
5. взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
Разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний — работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
Основной уровень (не менее 60 часов);
Продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»
Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Включает: профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационной значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасли экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.
Используемые материалы:
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
Онлайн-уроки «Шоу профессий»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Включает:
Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)
Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по программам профессионального обучения.
Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
Методические рекомендации по работе с родителями
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.
Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.
Письмо Минпросвещения от 01.06.2023г. АБ-2324-05 О внедрении единой модели профориентации
О назначении ответственного за реализацию профессионального минимума
План по профориентации на 2023-2024уч.г.
13 октября 2023 года, в рамках профориентации, учащиеся 7- а класса ГБОУ СОШ 3 посетили редакцию городской газеты ,, Чапаевский рабочий».
Ребята узнали историю создания газеты, её развитии и изменении. Журналист Журавлёва Алиса Сергеевна познакомила учащихся со своей профессией, рассказала об особенностях журналистики.
На первый взгляд, работа журналиста кажется интересной и простой. Посещать события и места, общаться с интересными людьми, а потом рассказывать об этом всем – что тут трудного? Но так может показаться лишь тому, кто еще не познакомился с профессией поближе. Деятельность – да, в большинстве случаев она действительно интересная, но простым журналистский труд никак не назовешь.
Работая журналистом, нужно продумывать массу деталей: выбирать надежные источники информации и договариваться о встречах, общаться с самыми разными людьми и находить к каждому из них индивидуальный подход, ведь на контакт с журналистом пойдет не каждый. Наконец, подавать материал достойно – так, чтобы редактор, а затем и читатель заинтересовались и дочитали до конца. При этом писать правдиво, не приукрашивая и не привирая.
Журналисты не весь день проводят в редакции – много времени занимают встречи, интервью, работа с архивами.
Кроме того, в журналистике важно уметь глубоко погружаться в профильную тему, иметь хорошие связи с источниками информации, всегда оставаться на связи и на виду, и часто не только в рабочее время.
Профессия журналист отлично подойдет активным, любознательным и коммуникабельным людям. Тем, кто имеет широкий кругозор и стремится быть в курсе последних событий. Однако нужно понимать, что в такой работе творчество сочетается с высоким уровнем ответственности. Профессиональный журналист отвечает за каждое написанное или произнесенное в материале слово, он должен уметь объективно доносить информацию до аудитории.
По окончании разговора, ребята поблагодарили Алису Сергеевну за познавательную встречу. Возможно, после этой встречи,кто- то из ребят выберет профессию журналиста.
11 октября учащиеся 9 А класса посетили кафе «Инь-Янь».
Цель состоявшейся экскурсии – профориентация подростков, ознакомление их с профессиями и специальностями, связанными с технологией приготовления пищевой продукции, организацией работы общественного питания.
Ребята рассмотрели помещение кафе, его интерьер. Так же изучили «Меню». Официант познакомил детей с разнообразием блюд и напитков.
На самом деле, готовить -это не простое занятие! Приготовить вкусную еду для несколько сотен людей очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают приготовить пищу.
На кухне экскурсанты поучаствовали в мастер-классе по приготовлению пиццы: как правильно раскатывать тесто и размещать его в печи, чтобы не подгорело, как определить готовность блюда, какие соусы и начинки могут быть, как они готовятся.
Учащиеся почувствовали себя в роли поваров и продегустировали приготовленные самостоятельно, под руководством опытного наставника, пиццы «Гавайская».
Бармен Алена рассказала о специфике своей работы: о тонкостях общения с посетителями кафе, о сервировке стола, о правилах подачи блюда.
Подросткам предоставили возможность побывать на рабочем месте кассира, увидеть, как тот оформляет заказ покупателя, пробивает чек, выдает готовый продукт.
Ребят заинтересовали данные профессии, так как было задано немало вопросов: где получить профессию, как трудоустроиться, заработная плата, повышение разряда, востребованность и график работы.
Цели профориентационного мероприятия были достигнуты: ребята приобрести навыки самостоятельного приготовления блюд, поняли специфику работы предприятия общественного питания, познакомились с профессиями, позволяющими в максимально короткие сроки выйти на рынок труда.
11 октября учащиеся 5 Б класса ГБОУ СОШ №3 ходили на экскурсию в «Библиоград» г.о.Чапаевск, где познакомились с работой библиотекаря. Заведующая библиотекой Крюкова О.В. рассказала ребятам о том, какие существуют библиотечные отделы,как ведётся книжный учёт. Особый интерес у посетителей вызвал рассказ о необычных библиотеках мира. Ребята выдавали книги читателям и попробовали заполнять формуляр. Юные посетители поняли, насколько сложна работа библиотекаря, и пообещали соблюдать правила поведения в библиотеке.